Требование о наличии лицензии у участника закупки: при каких условиях его можно установить?

223-ФЗ ВСРФ ФАС

Заказчик проводил закупку на оказание услуг по разработке проекта санитарно-защитной зоны, установив требование к участникам закупки о наличии лицензии на деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях по нескольким видам работ.

Антимонопольный орган признал данное требование нарушающим п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ. По мнению контролёров, лицензия требуется лишь на часть работ, входящих в объект закупки. Более того, по условиям договора разрешено привлечение соисполнителей. Поэтому требование к участнику закупки о наличии лицензии влечёт необоснованное ограничение конкуренции.

Заказчик оспорил решение УФАС в суде.

Что решили суды?

Суды трёх инстанций поддержали контролёров и отметили:

  • заказчик устанавливает требования к участникам закупки о наличии у них лицензии на определённый вид работ только в том случае, когда выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, является самостоятельным объектом закупки (п. 7 Обзора судебной практики, утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 28.06.2017);
  • в данном случае услуги, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав закупки, составляя при этом менее 50% от всего объёма закупаемых услуг, срок их оказания короче общего срока исполнения по договору;
  • требование о наличии лицензии в указанной ситуации нужно устанавливать не к участнику закупки, а к исполнителю по договору в части данных услуг. Победитель, не обладающий лицензией, может привлечь для этих целей соисполнителя с лицензией.

Доводы заказчика о том, что спорное требование не является избыточным и направлено на создание дополнительной гарантии надлежащего исполнения обязательств по договору, суды сочли несостоятельными.

Верховный Суд РФ поддержал нижестоящие суды и не стал пересматривать дело.

Определение Верховного Суда РФ от 11.08.2025 по Делу № А40-143982/2024