Суды разбирались, должна ли комиссия заказчика проверять предложения участников на предмет достоверности

44-ФЗ Росздравнадзор

Комиссия заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку медизделия допустила несколько заявок и определила победителя. Один из участников оспорил допуск победителя.

По его мнению, предложенный победителем товар по одной из характеристик не соответствовал техническому заданию. Комиссия могла установить это, проверив информацию на сайте Росздравнадзора по номеру регистрационного удостоверения (в регистрационном досье и инструкции на изделие).

Антимонопольный орган признал в действиях комиссии заказчика нарушение пп. а п. 1 ч. 3 ст. 50 Закона о контрактной системе.

Заказчик обжаловал решение контролёров в суде. Он считал, что заявка победителя формально соответствовала требованиям и оснований для её отклонения у комиссии не было.

Что решили суды?

Суды двух инстанций поддержали заказчика.

Они указали, что обязанность заказчика осуществлять проверку инструкции на предлагаемый к поставке товар на этапе рассмотрения заявок законом не установлена. В данном случае действует презумпция добросовестности участников правоотношений, установленная гражданским законодательством. Поэтому оспариваемое решение УФАС неправомерно.

Кассация признала такие выводы ошибочными и встала на сторону контролёров.

Комиссия, рассматривающая заявки участников, не только осуществляет проверку на формальное соответствие документов и сведений установленному заказчиком перечню, но и проверяет их достоверность, что следует из п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ.

Отсутствие проверки на достоверность образует нарушение пп. а п. 1 ч. 3 ст. 50 Закона о контрактной системе. Оно повлияло на результаты определения поставщика.

Документы регистрационного досье содержатся в ГИС Росздравнадзора и являются доказательствами недостоверности представленных победителем данных. Несоответствие заявки требованиям извещения касалось не простого несоответствия словесного наименования объекта закупки. Победитель предложил медицинское изделие, отличающееся по своим характеристикам от требуемого заказчику товара.

Суд также учёл, что впоследствии заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с предоставлением победителем недостоверной информации.

При таких обстоятельствах антимонопольный орган правомерно квалифицировал действия комиссии заказчика, ограничившейся формальной проверкой заявок, как нарушение закона.

Решения нижестоящих судов отменены.

Постановление АС Северо-Западного округа от 22.08.2025 по Делу № А56-95620/2024